Кадровое и материальное обеспечение предмета ОБЖ

Кадровое и материальное обеспечение предмета ОБЖ в школе

Большой вклад в формирование культуры безопасности и способности грамотно действовать в экстремальных ситуациях отводится образовательной области «Безопасность жизнедеятельности». Предмет ОБЖ – практико-ориентированный, занятия проходят с использованием активных методов обучения: тренингов, практических занятий, анализа конкретных ситуаций, проектирования, моделирования и др.  В таблице 1 указан объем изучения предмета ОБЖ в школе.

Таблица 1 .  Учебный план образовательной области «Безопасность жизнедеятельности»

Уровень образования Обязательная часть Часть формируемая участниками образовательного процесса
Начальное общее образование
 Основное общее образование по 1 часу в 8-9 классах по 1 часу в 5-7 классах
Среднее общее образование по 1 часу в 10-11 классах на базовом уровне

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» ведёт Дудкин Г.В., преподаватель-организатор ОБЖ, образование высшее, 2008 год, ТГПУ, факультет физической культуры, специальность – учитель физической культуры. Кандидатура Дудкина Г.В. согласована с военным комиссариатом. Уроки ОБЖ проходят в специализированном учебном кабинете № 17, который оснащён учебно-методическими пособиями и оборудованием (табл.2).

Таблица 2.  Материально — техническое обеспечение предмета ОБЖ

Наименование Количество
1 Учебная литература, учебники 5-11 класс

5 классы — 70 шт.

6 классы — 85 шт.

7 классы — 85 шт.

8 классы — 75 шт.

10-11 классы по 30 шт.

2 Электронные носители: CD, DVD

15 шт.

3 Нормативно-правовая литература

9 источников

4 Учебно-наглядные пособия: плакаты по основам военной службы, действиям в ЧС, медицинской подготовке

Наборы

по темам

5 Приборы индивидуальной защиты:

противогазы

респираторы

ватно-марлевые повязки

аптечки индивидуальные

Средства индивидуальной защиты:

защитный костюм ОЗК

костюм Л-1

25 шт.

2 шт.

200 шт.

2 шт.

2 шт.

1 шт.

6 Приборы: ВПХР, ДП-5Б, ДП 22В

3 шт.

7 Компасы

5 шт.

8 Макеты автомата Калашникова

4 шт.

9 Набор туристического снаряжения

1

10 Раздаточный дидактический материал

тематические тесты

11 Пневматическая винтовка ИЖ 52

5 шт.

12 Пневматический пистолет

2 шт.

12 Тренажер-манекен для отработки СЛР

1 шт.

12 Тренажер-манекен сердечно-легочной и мозговой реанимации

1 шт.

 

 

Особое место в инновационной практике образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности» занимают  информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы. Использование компьютера в преподавании предмета ОБЖ определяется в основном существующими в школе на настоящий момент программными средствами (табл. 3).   Для обеспечения учебного процесса по ОБЖ используются   компьютерный кабинет, мультимедийный проектор.

Таблица 3.  Медиаресурсы предмета ОБЖ в школе

Основы противопожарной безопасности: [Видеозапись] . — М: КВАРТ,  2005. — 25 мин. Как не допустить возникновения пожарных ситуаций? Как самостоятельно ликвидировать источник возгорания? Как выбраться из горящего помещения невредимым? О правилах пожарной безопасности дома, на улице, в школе расскажет данный фильм.
Травматизм: правила оказания первой помощи: [Видеозапись]. — М: КВАРТ, 2007. — 30 мин. (Основы безопасности жизнедеятельности)
Вы бегаете, прыгаете, занимаетесь спортом, ходите в походы? Значит, вы должны знать, как оказать себе и товарищу помощь при травме: остановить кровотечение, правильно обработать рану, оперативно действовать при вывихе, переломе, растяжении, облегчить боль при ожоге. Этому посвящен данный фильм.
Безопасность детей в транспортном мире [ Видеозапись]. — М: ООО «Эконавт», Около 2008. — (Основы безопасности жизнедеятельности).
Маршрут безопасности: [Видеозапись]. — Томск, 2006. — 25 мин.
Этот фильм подготовлен при участии детей. Они показали и нарисовали, как надо вести себя в различных ситуациях.
ОБЖ 5-11 класс: [Электронный ресурс]: Библиотека электронных наглядных пособий. — М: Кирилл и Мефодий, 2003
Библиотека принципиально расширяет возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения. Также предоставляет ученику широкие возможности для реализации творческих возможностей и эффективного усвоения изучаемого материала. Открытость системы позволяет добавлять новый и использовать уже имеющийся наглядный материал. Аудиовизуальное представление материала наряду с интерактивными формами обучения обеспечивают возможность восприятия информации на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне.
Энциклопедия вооружения: [Электронный ресурс]. – М: Новый диск, 2008.
Что такое хорошо и что такое плохо: [Электронный ресурс] : Правила поведения в сложных ситуациях. — М: Новый диск, 2003.
Эта игра научит ребенка распознавать опасные ситуации и правильно на них реагировать. Просматривая забавные анимационные ролики, ребенок будет выбирать ответы из предложенных вариантов. При этом он не только весело проведет время, но и научится делать правильный выбор в нестандартных обстоятельствах.
Маршрут безопасности: [Электронный ресурс].- Томск, 2006. — 25 мин.
Этот фильм подготовлен при участии детей. Они показали и нарисовали, как надо вести себя в различных ситуациях.
Акименко И.Б. Первая помощь в экстремальных ситуациях // Медиафестиваль. — ТОИПКРО. — 2007.
Афанасьев Н.М. Предупреждающие знаки. Проезд нерегулируемого перекрёстка  // Медиафестиваль. — ТОИПКРО. — 2007.
Кривошеева В.М. Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре  // Медиафестиваль. — ТОИПКРО. — 2007.
Сидоров Е.А. Землетрясение  // Медиафестиваль. — ТОИПКРО. — 2007.
С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук, В.В. Марков «Основы безопасности жизнедеятельности» — 7 класс. Дрофа — 2005.
Тузиков. Техника оказания первой помощи при различных видах травм  // Медиафестиваль. — ТОИПКРО. — 2007.
Беляева Т.В. Баллистическое движение, траектория и скорость при баллистическом движении  // Медиафестиваль. — ТОИПКРО. — 2006.
Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б. Физика 10 класс;
Сидоров Е.А. Землетрясение // Медиафестиваль. — ТОИПКРО. — 2006.

Компьютер в предмете ОБЖ используется в нескольких направлениях:

  • Применение компьютера на уроках в качестве универсального технического средства обучения (например, CD: серия «Библиотека электронных наглядных пособий» —  «Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы, методические рекомендации к диску). Такие уроки учителем ОБЖ проводятся периодически.
  • Использование информационных ресурсов электронных энциклопедий («Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» и др.). Для обучающихся организовано общедоступное пользование данными информационными ресурсами, которые они используют при выполнении индивидуальных, групповых творческих заданий.
  • Использование электронных носителей, таких как «Что такое хорошо и что такое плохо: правила поведения в сложных ситуациях» для организации самостоятельной работы обучающихся на уроке.
  • Компьютерное проектирование обучающимися различного учебного материала в программе Microsoft Power Point.
  • Компьютерные тесты для мониторинга знаний и умений.

Инновационная образовательная практика образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе характеризуется следующими чертами:

  • Внедрением в технологию педагогического проектирования. Учитель ОБЖ Дудкин Г.В. осваивает проектирование медиауроков, в этом ему помогают знания, полученные на курсах ИКТ. Активную помощь в создании презентаций ему оказывают и обучающиеся.
  • Организацией интегрированных уроков ОБЖ с другими школьными предметами, в рамках которых изучаются вопросы безопасного поведения.
  • Привлечением внешних специалистов – социальных партнеров в образовательный процесс:  военкомата, работников ЦРБ, РОВД, специалистов МЧС.
  • Установлением взаимосвязи между школой и Военным комиссариатом по вопросу организации военных сборов, в ходе которых  изучается: размещение и быт военнослужащих, организация караульной и внутренней служб, элементы строевой, огневой, тактической, физической и медицинской подготовки, а также вопросы радиационной, химической и биологической защиты войск. Обучающиеся 10-х классов ежегодно принимают участие в военных сборах.
  • Созданием в школе военно-патриотического клуба «Беркут».
  • Созданием в школе кабинета патриотического воспитания.
  • Ведением курса внеурочной деятельности «Беркут» в соответствии с требованиями ФГОС ООО в 5-6 и 7-8 классах.
  • Мониторингом качества обучения
Top